Как быть, если школа направила ребёнка к психологу? Центр Self

В школе сказали отвести ребенка к психологу, что делать?

Случается, что педагоги говорят родителям: «Отведите своего ребенка к психологу, он… агрессивный, стеснительный, неуверенный в себе, не включается в детский коллектив и т.д.». Для родителей такая просьба часто оказывается очень неожиданной, неприятной и сильно тревожащей. Многие родители не понимают, как к ней относиться, серьезна ли она и чем специалист может помочь.

Случается, что педагоги говорят родителям: «Отведите своего ребенка к психологу, он… агрессивный, стеснительный, неуверенный в себе, не включается в детский коллектив и т.д.». Для родителей такая просьба часто оказывается очень неожиданной, неприятной и сильно тревожащей. Многие родители не понимают, как к ней относиться, серьезна ли она и чем специалист может помочь.

Обычно родители догадываются о трудностях ребенка, если трудности есть. Потому что родители заботятся о своих детях. Они представляют их характеры, предпочтения и особенности, выслушивают жалобы и отзывы о происходящем в их жизни. И делают все возможное для того, чтобы все было в порядке. Но случается, что без дополнительной информации и взгляда со стороны, родителям не удается сориентироваться в том, является ли ситуация проблемной, и нужна ли помощь.

К просьбе педагогов лучше всего отнестись внимательно. Потому что для школьника посещение детских образовательных учреждений (ДОУ) является существенной частью его жизни. И психологический комфорт при нахождении в ДОУ является важным условием гармоничного развития личности. А комментарии педагогов можно считать ориентиром того, что маленькому человеку в ДОУ чем-то некомфортно, нужна помощь, и что педагоги не знают, какая именно. (Иначе бы они сами сделали все, что нужно и не обращались к родителям).

Бывает, что первой реакцией, которая возникает у родителей в ответ на эту просьбу, является мысль: «С моим ребенком все в порядке. Просто педагог чего-то недопонимает или не может найти к нему подход. Незачем его лечить». Да, в некоторых случаях индивидуальные особенности детей проявляются так ярко и так неожиданно для педагогов, что им трудно сразу найти к ним подход. Дети очень разные и опыт работы у педагогов тоже разный. 

У самого ребенка в этом случае особых проблем («неправильностей») нет, кроме того, что ему трудно самому сделать так, чтобы его понимали и принимали в том детском учреждении, в которое он ходит. Никакое лечение ему действительно не требуется. Однако некоторые трудности в общении он, очевидно, испытывает. В этом случае психолог может предложить родителям индивидуальные занятия, на которых маленький человек научится защищать свои интересы и в понятной форме предъявлять взрослым свои потребности. Тогда педагогам будет с ним понятнее и проще, а ему самому в этом учреждении – комфортнее.

Бывает и по-другому, когда педагоги, опираясь на свои профессиональные знания (опыт), диагностируют какую-то проблему поведения или проблему адаптации. В этом случае вмешательство специалиста (можно даже иногда сказать – лечение) нужно для того, чтобы скорректировать или разрешить возникшие трудности. Для коррекции проблем поведения (адаптации в ДОУ) могут понадобиться несколько встреч психолога с родителями и (или) индивидуальные занятия с ребенком. Прогноз о том, сколько и каких занятий будет нужно, специалист обычно может сделать к концу первой встречи.

В зависимости от пожеланий родителей, результаты встречи в данной ситуации могут быть разными: родители могут сориентироваться в серьезности и обстоятельствах ситуации, получить диагностическое заключение о состоянии и развитии ребенка, прояснить на какие особенности его развития им следует обратить внимание; родители могут получить рекомендации – что можно предпринять в текущей ситуации, как лучше поговорить с педагогами. В случае необходимости родители могут договориться о занятиях с ребенком или о дополнительной встрече.

Автор статьи: семейный и детский психолог Лапушкина Мария Александровна.

Вам также может быть интересно: