Современное воспитание глазами психолога центра Self

Что такое современное воспитание?

Все больше людей задаются вопросом, насколько эффективны методы воспитания, которые применялись предыдущими поколениям, для поколения нынешнего. Все больше родителей сомневаются, что хотят использовать те методы, которые испытали на себе. И встает вопрос, а что вместо этого? Каким может быть современное воспитание? Что оно будет воспитывать и развивать в ребенке?

Для этого нам необходимо сделать шаг назад и задаться очень простым, но исключительно важным вопросом: что такое воспитание вообще? Когда я веду этот образовательный курс в формате живых лекций, то адресую этот вопрос в зал, и получаю очень много разных ответов, которые можно разделить на 2 большие группы:

  • 1 группа ответов связана с ребенком: чтобы ребенок был счастливым, как в маленьком мире семьи, так и успешно адаптировался в большом мире взрослых. Становился успешным, развивая свои способности сначала как ребенок: хорошо учился, ладил с окружающими, был умненьким и ответственным, а потом умел добиваться своего и в мире взрослых.
  • 2 группа ответов связана со счастьем и комфортом самих родителей. Действительно, мы редко об этом задумываемся, но методы воспитания, взаимодействия в семье – это не только для ребенка, но и способ устанавливать комфортные правила для совместного проживания всех участников Маленького Мира. И это очень важный компонент, о котором еще не раз будет сказано.

Но вернемся пока к детям. Мы уже заметили, что задача воспитания – это сделать ребенка успешным и счастливым именно в той среде, где он будет жить. Соответственно, методы и формы взаимодействия в семье становятся моделью, маленьким миром, в котором ребенок учится и постепенно адаптируется к миру большому, взрослому. Я хочу подчеркнуть, не существует идеальной модели воспитания, адекватной некоему абстрактному ребенку, в абстрактной семьи, оторванной от реальности. Потому нам очень важно разобраться в тех условиях жизни, которые существуют сейчас, тот большой мир, в который ребенок выйдет из теплого круга мира маленького — семьи. И в понимании этого момента, кроется ответ, почему многие старые методы – не эффективны в вопросе счастья и успешности ребенка, а зачастую травматичны и несут вред, хотя раньше они были вполне себе хороши и давали нужные результаты.

Лучше всего пояснять на живых примерах, близких к собственной жизни. У нас у всех есть родители и они жили в эпоху Советского союза, когда личное мнение человека, его цели и желания были не столь важны, а должны были идти в строй с мнением и задачами общественными. Жесткая, приближенная к военной дисциплина – была абсолютной нормой, и в мире детей и в мире взрослых. Существовали госты не только на продукты питания и технику, но и на человеческую жизнь. Из школы в техникум или вуз, потом по распределению на работу, квартира через распределение, достаток стабильный, здравоохранение в поликлинике, ценности – в газете и телевизоре; были четкие нормы питания, быта, поведения и воспитания. Если нормы не соблюдались – нарушитель сурово карался. Потому ключевым фактором успеха и счастья для ребенка, будущего взрослого – было умение принять эти внешние правила, встроиться в эту систему. Можно рассуждать хорошо это было или плохо, но нас интересует другое. Человеку не нужно было принимать свои собственные жизненные ценности и решения, нести за них ответственность, почти все значимые вещи были уже решены за него.

Многие люди сегодня, не желают принять в личной жизни авторитарные отношения подчиненный-начальник, сопряженные с нормой, спущенной «сверху», нарушение которой жестоко карается. В маленьком мире семьи можно привести очевидный пример, что многие женщины сегодня не приемлют обращения с ними, как с неполноценными или слугами, подчиненными мужу-тирану, а также хотят искать личностные смыслы и реализовывать свои желания. И это очень правильно, потому что именно счастливый и самодостаточный родитель сможет стать хорошим примером для своего ребенка.

Как сказал неизвестный автор «Детей воспитывать трудно, потому что ничто человеческое им не чуждо». Дети и подростки также не желают сегодня подчиняться родителям и внешним тоталитарным указаниям, поскольку весь окружающий мир делает по-другому. Для них исключительно важно чувствовать личную вовлеченность в процесс принятия решения семьи, режима, постановки целей и т.п. Но отсутствие такого навыка или возможности его реализовать может толкать ребенка на плохое поведение или замыкание в себе, как защитная реакция.

Именно потому в современном мире уже не так эффективны традиционные методы наказания при исправлении плохого поведения детей. Исправления плохого поведения могут быть легко осуществлены только при условии, что дети и подростки стали бы делать то, чему учит их большой мир.

Соответственно умение выбирать из множества, знать, чего хочешь и как этого достичь, а также умение нести личную ответственность за сделанный выбор, поступки и результат – то, что должен уметь взрослый человек и то, чему он может научиться в Маленьком Мире семьи, будучи ребенком.

Для этого родители, если хотят создать оптимальные условия для развития ребенка, могут научиться современным техникам взаимодействия с ребенком, которые не пользуются насилием и подавлением, как педагогическими приемами. При этом особенно важно не превратить все это во вседозволенность и не позволять детям тиранить себя, но это уже тема для отдельной статьи.

Вам также может быть интересно: