Причины детских истерик описывает специалист центра Self

Детские истерики. Что их вызывает и как быть родителям

Истерики – частый спутник взросления детей в возрасте от года до пяти лет. Всем печально знаком образ ребенка в разгаре истерики: он громко визжит, бросается всем, что попадает под руку, падает на пол, пинаясь ногами, и ничего не хочет слышать. Иногда может даже начать задыхаться, захлебываясь слезами.

Что же вызывает подобные приступы у детей?

Рассмотрим несколько вариантов и подумаем, что можно сделать, что бы помочь ребенку и себе справиться с подобными непростыми ситуациями.

Первое. Как правило, истерики возникают, когда мы отказываем ребенку в чём-то или просим его выполнить то, что он делать не хочет, не договариваясь, а в директивной форме, предъявляя требования.

Второе. Часто причиной истерики выступает так же чувство голода, усталости или сильное перевозбуждение.

Третье. Нередко причиной бесконечных истерик может быть скрытая обида, нервные отношения с родителями и стрессовые ситуации в семье.

Необходимо иметь в виду, что редкие, короткие истерики после "стрессовых" и перевозбуждающих ситуаций скорее полезны, чем вредны. Они дают ребенку возможность не копить напряжение внутри, а быстро сбрасывать отрицательные эмоции и накопленный негатив.

Но частые истерики, взятые за основу общения с окружающими при недовольстве чем-либо, вредны. Они портят еще не сформировавшийся характер ребенка и делают жизнь окружающих кошмарной и невыносимой.

Дети в возрасте от года до пяти лет чаще всего не способны осознать свои переживания и потому контролировать собственные эмоции не могут.

Если бы ребенок осознавал, что именно он испытывает в данный момент, родителю было бы проще его успокаивать и в целом мирно разрешать конфликты. И ребенку, в свою очередь, осознав испытываемые им гнев, ярость, страх или разочарование, было бы проще понять, как относиться к происходящему и что делать.

Поэтому первое, что необходимо сделать - помочь ребенку сформулировать для себя, какие эмоции он испытывает. Назовите их. Например: "Я понимаю, что тебе очень хотелось эту игрушку, и теперь ты ужасно зол". Попробуйте уточнить эмоции: " Ты сейчас зол и расстроен". Часто, после того, как ребенок ответил, он начинает успокаиваться и становится готов к диалогу. После необходимо объяснить, что злость – нормальная эмоция и для взрослых тоже. Это не плохо и мама все понимает, но выражать эмоции таким способом неприемлемо и опасно, так как можно навредить себе и окружающим.

Некоторые малыши склонны к "усилению эффекта". К примеру, начинают биться головой об стену. Чаще всего это провокация, так как ни один ребенок с достаточно развитым инстинктом самосохранения не навредит себе.

Проще всего прекратить такие проявления, игнорируя истерику и, в целом, спокойно реагируя на ситуацию. Тем самым показывая, что желаемого подобными методами не добиться.

Один из лучших способов прекращения истерик - "смена обстановки". Например, можно вынести ребенка в другую комнату и усадить на стульчик. Удалить опасные предметы из поля видимости. Не разговаривать. Пусть какое-то время ребенок посидит на стуле. Не оставляйте его одного, но и не обращайте активного внимания. Займитесь своим делом, выражая внутренне сочувствие и участие. Очень скоро истерика прекратится сама собой.

Когда ребенок успокоится, скажите ему о своих переживаниях и чувствах. О том, что вам трудно и у вашего терпения есть границы. И в то же время выразите радость, что ребенок все-таки справился со своими эмоциями и смог успокоиться. Можно помочь ребенку понять, что есть и другие способы реагировать на подобные ситуации. И что они могут быть спокойные и конструктивные. Спокойствие, внимание и сочувствие вскоре дадут свои плоды, и истерики закончатся.

Если, все таки истерики не проходят, ребенок манипулирует с их помощью родными и близкими людьми, истерики стали частью характера ребенка, советы подруг не помогают, а терпение на исходе. То стоит обратиться к детскому психологу. Где вам помогут бережно наладить гармоничное общение, избавиться от истерик и найти способы жить в мире и спокойствии.

Автор статьи: детский и семейный психолог, вальдорфский педагог Куминова Екатерина Михайловна.

Вам также может быть интересно: