Страшные страхи у детей и непонятные тревоги

Страшные страхи у детей и непонятные тревоги

– Мама, у меня под кроватью призрак.

– Не бойся, я его сейчас прогоню…

Страхи у детей многообразны и зависят от различных факторов. Боятся ли дети вымышленного монстра, барабашки, бандита, собаки, или темноты – не имеет особого значения. Наличие страха означает, что ребенок в кризисе и адаптивные механизмы истощены. Точнее, механизмы творческого приспособления уже не работают, и ребенок адаптируется к ситуации за счет кризисных возможностей психики.

Среди факторов, влияющих на появление страхов, можно выделить несколько наиболее значимых.

1. Отношения в семье. Тревожный ребенок прямо указывает на неблагополучие внутрисемейных отношений.

2. Ситуативные испуги, психические травмы. Ребенок напуган «страшной тетей (дядей) в палатке». Особенно часто это бывает у малышей.

3. Наличие потенциально опасных ситуаций. В фантазиях ребенок додумывает один или несколько вариантов развития событий, которые в реальности не произошли, но возможны.

4. Категорический запрет со стороны взрослых на проявление агрессии ребенка.

5. И все эти факторы вместе, в том или ином соотношении.

Чего на самом деле боятся дети?

  • Развода родителей.
  • Мама или папа уйдет, разлюбит, забудет.
  • Быть потерянными.
  • С родителями что-то случится – заболеют, умрут.
  • Подвергнуться насилию со стороны чужих, а иногда, к сожалению, своих.

Когда у страха нет «лица»

– Я не как все, со мной никто не хочет дружить…

– Тебе так только кажется, не бойся и подойди…

Появление недифференцированного страха (тревоги) означает, что ребенок дезориентирован и истощен решением сложной для него задачи, возможно, даже не одной. Но может случиться, что «лица» у страха не видно. Ребенок тревожится о вполне понятных вещах: получить плохую оценку, быть не принятым сверстниками, быть «не таким как все». Привлечь внимание такой страх может, например некоторым чрезмерным проявлением. Наиболее частые причины появления тревоги:

1. Наличие родительский (семейных) проблем, особенно если они переносятся на детей: ребенок явно или неявно становится ареной психологической борьбы между взрослыми.

2. Неадекватность требований, предъявляемых к ребенку, его возрасту и уровню развития. Ребенок чувствует себя постоянно не способным «соответствовать». У маленьких детей эти ощущения находятся в размытом, практически не вербализируемом состоянии и могут выражаться косвенно в привычках, иногда нежелательных.

3. Искажение личности ребенка стилем воспитания: прежде всего это преобладание гиперопеки или равнодушия. В подобных случаях дети внешне благополучны, и их тревога внеситуативна и вызвана неспособностью ребенка решать адекватные возрасту задачи. Такая тревога часто принимает форму лени, равнодушия или неорганизованности. Следует учитывать, что деструктивность стиля воспитания далеко не всегда осознается родителями.

4. Определенные психические свойства ребенка – повышенная или пониженная сенситивность (чувствительность) или наличие определенных способностей. Например, интеллектуально развитые дети имеют возможность додумывать большее многообразие вариантов разрешения ситуаций, в том числе пугающих. Такие дети рано начинают испытывать экзистенциальные страхи (смерти, самоубийства).

5. Нарушения соматического и психопатического плана: ребенок становится тревожным из-за ожидания приступа болезни – астмы или эпилепсии, например. Или тревога может быть связана с особенностями нейробиофизических процессов.

6. Успешность – не успешность разрешения возрастных кризисов. Тревожность рождается несоответствием между освоенными и необходимыми ребенку способами реагирования в различных ситуациях. Внешне ребенок кажется более инфантильным, иногда пугливым или застенчивым.

Как помочь?

Психолог ставит перед собой следующие цели:

  • По мере возможности выявить «образ страха».
  • Дать ребенку информацию о данном «образе страха» и научить адекватно реагировать на возникновение пугающей ситуации.
  • Предоставить ребенку творчески приспособиться, дав возможность самому сделать шаг к уничтожению «страшного образа».
  • Работа с бессознательными процессами, для решения внутренних конфликтов ребенка. Эта задача занимает больше всего времени.

Работа с детским психологом поможет ребёнку и родителям достичь заметных улучшений состояния.

Автор статьи: семейный и детский психолог Качнова Тея Николаевна.

Вам также может быть интересно: