Советы по выбору психолога
В жизни большинства людей возникают сложные ситуации, в которых без помощи специалиста не обойтись. Иногда таким специалистом выступает психолог. Но как подобрать хорошего? Ведь психологи работают с почасовой оплатой, и ошибка стоит больших денег. Ответ очевиден: хорошим психологом считается профессионал, применяющий на практике несколько простых правил: действует в рамках профессиональных полномочий; активно использует многолетний опыт практики; занимается научной деятельностью; умеет контролировать свои реакции и руководствуется специальным этическим кодексом.
Хороший психолог умеет дистанцироваться от чувств по отношению к ситуации клиента и трезво взглянуть на реальную ситуацию. Он не руководит действиями пациента, а предлагает тому самостоятельно найти ответы на поставленные вопросы; помогает человеку почувствовать свою силу и значимость.
Отличительная черта специалиста – видение всей картины событий в совокупности и хорошая память относительно содержания сеансов. Для этого он может активно применять специальные техники запоминания и использовать записи (ведь анализ сеанса не менее важен, чем сам сеанс).
При работе в коллективе, психолог должен помнить о понятии «врачебной тайны». Хотя психолог и психотерапевт – это разные профессии, но тайна должна оставаться тайной. Содержание его бесед с пациентом нельзя выносить за стены кабинета. Кроме того, кодексы этического поведения ассоциаций психологов зачастую предусматривают лишение права практики за подобные действия.
Он не имеет права ставить медицинские диагнозы. В случае, если здоровье пациента вызывает серьёзные опасения, необходимо направиться его к психотерапевту или иному врачу, в зависимости от характера предполагаемого заболевания.
У начинающих психологов порой возникает искушение провести параллели между сходными ситуациями и применить готовое решении проблемы, но опытный специалист знает – жизненные ситуации так же уникальны, как и сами люди, а потому внимательно выслушает клиента, не перебивая, и постарается найти максимальные отличия. При этом он воздержится от негативных эмоций и не станет ограничивать пациента временными рамками. Человек заранее знает стоимость сеанса и имеет право определить оптимальное количество встреч.
Сопереживание – эмоция жалости, высококлассный специалист никогда не оскорбит клиента подобным образом. Скорее, он скажет: я понимаю вас, но что бы вы сделали в данной ситуации? Он предлагает не зацикливаться на проблеме, а решать её и идти дальше.
И самое главное – хороший специалист умеет создавать комфорт в отношениях. Он незаметен в сеансе, но результаты потрясают.