Психическое здоровье ребенка стоит на четырех «ногах»

Психическое здоровье ребенка стоит на четырех «ногах»

При выявлении проблем у ребенка опытные специалисты в области детской психиатрии используют модель, которая называется «На четырех ногах». Специалисты, работающие с детьми, могут с успехом применять данную модель, в ходе использования которой принимаются во внимание несколько аспектов ситуации, в которой находится ребенок.

Итак, психическое здоровье ребенка стоит на четырех «ногах»:

  • Симптомы. Какие сигналы подает ребенок, чтобы показать окружающим, что что-то не так?
  • Развитие ребенка. Как проходит развитие ребенка: нормально или наблюдаются некоторые задержки?
  • Личность ребенка. Каковы личностные особенности ребенка? Какие у него есть возможности, чтобы справляться со стрессом?
  • Окружение ребенка. Под окружением понимается дом, школа, свободное время. Существует ли у ребенка поддержка в окружении? (дом, школа, увлечения)

Симптомы

У здоровых детей все признаки и симптомы как появляются, так и проходят. И абсолютно нормально, если в определенные моменты своей жизни ребенок бывает грустным, испуганным или сердитым. Некоторые симптомы следует воспринимать как часть нормального развития ребенка. Они также могут быть присущи определенному возрасту, как, например, проявление неповиновения и упрямства, характерные для трехлетних детей. Однако есть ситуации, требующие более внимательного отношения.

Есть повод для опасений, если:

  • У ребенка наблюдается большое количество симптомов одновременно;
  • Симптомы проявляются и дома, и в школе;
  • Симптомы мешают нормальному осуществлению ребенком своей деятельности;
  • Сложности носят затяжной характер;
  • Ребенок теряет навыки, т.е. больше не способен выполнять то, что делал раньше.

Развитие

По мере взросления ребенок развивает навыки в различных областях, таких как: двигательная деятельность, овладение языком, социальная жизнь, игра и учеба в школе.

Есть серьезные индивидуальные различия в нормальном развитии каждого ребенка. Некоторые дети «ранние», в то время как другие «поздние». Более того, развитие может носить как постепенный, так и спонтанный характер.

Если у ребенка наблюдается явное отставание в одной или нескольких областях развития, то это может быть сигналом к тому. Что в развитии присутствует отклонение, требующее более тщательного рассмотрения. Возможен также риск развития психологических осложнений.

Есть основания для беспокойства, если у ребенка:

  • Проявляются явные длительные задержки развития во многих областях;
  • Наблюдаются проблемы при взаимодействии со сверстниками или в социальных отношениях;
  • В целом наблюдаются трудности при изучении школьных предметов.

Особое внимание специалисты обращают на сложности при чтении и письме. Кроме того, у ребенка могут быть аутичные состояния или нарушения умственного развития.

Личность

Личность ребенка и подростка не является неизменной, она развивается. Некоторые личностные характеристики ребенка выступают в роли его защиты, в то время как другие повышают риск возникновения психологических проблем. При наблюдении за личностью эксперты обращают внимание на следующее:

  • каковы человеческие качества ребенка;
  • какие возможности имеются у ребенка, чтобы адаптироваться к сложным чувствам и переживаниям;
  • каково отношение ребенка к окружающим;
  • каково представление ребенка о самом себе;
  • как ребенок играет.

Есть основания для беспокойства, если:

  • Ребенок чрезмерно застенчив и замкнут;
  • Навязчив и неадекватен в установлении контактов;
  • Не ищет никаких контактов с детьми той же возрастной группы;
  • Имеет в целом плохое представление о самом себе;
  • Не играет, не поддерживает игры с другими детьми.

Окружение ребенка

Под окружением ребенка подразумевается дом, школа или детский сад. Получает ли ребенок поддержку от окружения или именно в нем находится причина проблем ребенка?

Дом:

  • психическое и физическое здоровье родителей, братьев/сестер ребенка;
  • события в жизни (распад семьи, смерть, потеря, болезнь);
  • бытовые условия – место проживания, экономическое положение семьи;
  • злоупотребление алкоголем/употребление наркотиков родителями.

Школа/детский сад:

  • благополучие/здоровье;
  • отношения с педагогами и сверстниками;
  • успеваемость при освоении учебного материала.

Свободное время и окружание ребенка:

  • игровое окружение;
  • круг общения ребенка – друзья;
  • участие во внеурочных видах деятельности.

Есть основания для беспокойства, если у ребенка:

  • Не дружит с другими детьми;
  • Не имеет контактов со взрослыми из своего окружения;
  • Перенес потерю кого-то, кто был значимым источником поддержки;
  • Живет в обстановке насилия, недостаточной заботы;
  • Подвергается издевательствам и притеснениям в течение длительного времени.

Если рассмотреть все «четыре ноги» вместе, то можно попытаться понять ситуацию ребенка в целом. Насколько уверенно «стоит» ребенок? Одинаково ли уверенно он «стоит» на всех «четырех ногах»?

Есть повод для опасений, если проблемы:

  • являются серьезными по своей степени или сути;
  • являются длительными;
  • являются обширными, т.е. затрагивают несколько областей;
  • препятствуют нормальному развитию ребенка;
  • относятся к нескольким «ногам».

Таким образом, психологические проблемы детей имеют сложную природу: в них переплетаются биологические, психологические, социальные и культурные факторы. Наследственность и окружающая среда соприкасаются в сложном взаимодействии. Здесь не стоит вопрос или-или, а, скорее, дело касается неразделимого сочетания. Окружающая среда оказывает влияние на ребенка, который, в свою очередь, тоже оказывает обратное влияние, создавая свое собственное окружение.

Иногда это взаимодействие бывает позитивным, иногда бывает наоборот.

У устающих на работе родителей может не оставаться сил на то, чтобы окружить ребенка адекватной заботой. Зачастую оказывается, что ребенок попадает в порочный круг, как дома, так и в школе. В результате он вырабатывает модели поведения, позволяющие адаптироваться к взаимодействию с другими людьми. От этих моделей потом трудно избавиться, они подкрепляются самостоятельно. Типичным примером может служить ребенок с нарушением поведения. Подобные дети легко входят в роль "козла отпущения", из которой трудно бывает выйти и которая может усиливать негативное поведение ребенка.

Конечно, развитие детей и подростков происходит постоянно. Новые фазы в их жизни и новые навыки могут приводить к тому, что ребенок учится новым способам справляться с проблемами. Однако это может означать и новые трудности.

Что в будущем?

Когда ребенок страдает от психологических проблем или болезни, то степень неопределенности может быть очень высокой, при этом много вопросов. И на вопросы нет однозначного ответа. Результаты могут варьировать в каждом отдельном случае:

  • ребенок может поправиться и не испытывать никаких особых проблем впоследствии;
  • состояние может наладиться, но у него останется уязвимость;
  • возможно, что ребенку придется жить с подобным состоянием и с теми ограничениями, которые оно накладывает на повседневную жизнь и его, и семьи, не исключено, что делать это будут с помощью различных средств поддержки;
  • болезненное состояние может серьезно прогрессировать и привести к хронической инвалидности.

Запишитесь на онлайн консультацию психолога в центр SELF, если вы устали жить с трудностью или конфликтом и хотите в этом разобраться раз и навсегда. С заботой о вас поможем решить любую ситуацию.

Свяжитесь с нами через WhatsApp. Мы всегда на связи. Работаем без выходных.


Автор статьи: Светлана Александровна Безрукова, семейный психолог, взрослый и подростковый психолог центра SELF. Опыт работы 23 лет


Вам также может быть интересно: