Как выбрать детского психолога?

Как выбрать детского психолога?

Часто в детском саду, в школе, в поликлинике родителям рекомендуют отвести ребенка к психологу. Но на просьбу посоветовать хорошего детского психолога не дают контактов конкретного специалиста. Приходится искать психолога самостоятельно, что на практике бывает сложно. В этой статье мы подробно расскажем, на что ориентироваться при выборе специалиста.

Критерии выбора детского психолога

1. Специализация

Это очень важно, поскольку не все психологи работают с детской аудиторией. Занятия с детьми кардинально отличаются от консультаций взрослых клиентов. Психолог с ребенком рисуют, лепят фигурки, играют в куклы. В ходе такой деятельности раскрываются проблемы и затруднения, которые есть у ребенка. Соответственно, для занятий с детьми нужно владеть специальными методиками.

С малышами до 5 лет работают не все специалисты. Поэтому, если вам посоветовали детского психолога, при записи на консультацию уточните, с детьми какого возраста он работает.

2. Практический опыт работы по специальности

Желателен опыт не менее 3-5 лет. Хорошо, если он составляет более 10 лет. Важно, чтобы это был именно опыт консультирования. Научная, образовательная или общественная деятельность не дают практики, необходимой для работы с клиентами.

3. Образование

Хорошо, если специалист закончил профильный вуз (психологический или медицинский). Психологов сегодня готовят многие учебные заведения, в том числе и непрофильные. Но специализированные вузы обеспечивают более высокий уровень подготовки. Они располагают собственной научной школой, базой для прохождения практики, организуют спецкурсы, конференции.

4. Прохождение курсов повышения квалификации, супервизии

Это необходимое условие для эффективной работы психолога. Курсы повышения квалификации позволяют осваивать новые методики, учиться работе в сложных ситуациях. Супервизия – это работа с коллегами, возможность посмотреть на свою деятельность со стороны. Она позволяет решать профессиональные и личностные затруднения. Если специалист проходит курсы повышения квалификации и супервизию, это говорит о его искреннем интересе к профессии.

Посмотрите, какие именно курсы заканчивал специалист. Если вы ищете детского психолога в Москве, можно посоветовать выпускников программ Московского Института Гештальта и Психодрамы, Института психотерапии и клинической психологии, Института практической психологии «Иматон».

5. Используемые методики и подходы

Есть много подходов к психологической работе с детьми, все они имеют свои особенности. Важно, чтобы подход, который использует психолог, нравился вам как родителю. Поэтому нелишне ознакомиться с основами метода, применяемого специалистом. Вот некоторые подходы к работе с детьми:

  • арт-терапия,
  • вальдорфская педагогика,
  • телесно-ориентированная терапия,
  • сказкотерапия.

Для работы с детьми более старшего возраста могут использоваться различные тесты, опросники.

6. Ваше первое впечатление

Первое – инстинктивное – впечатление позволяет понять, подходит специалист вам на эмоциональном уровне или нет. Работа детского психолога – это всегда взаимодействие не только с ребенком, но и с родителями. Поэтому важно, чтобы вы были «на одной волне» со специалистом.

Если вам посоветовали детского психолога, до записи на консультацию поговорите со специалистом по телефону. Если у него есть сайт, блог, группа в соцсетях – почитайте его статьи или посмотрите видеоролики. Иногда даже фотографии бывает достаточно, чтобы понять, вызывает человек симпатию или нет.

7. Ваше ощущение от первой встречи

Общение ребенка с психологом проходит в присутствии родителей (исключение – работа с подростками). Первая задача специалиста – установить контакт с родителем. Ребенок тонко улавливает психологическое состояние родителя и по его реакции определяет, можно ли доверять новому человеку.

Если родитель на встрече с психологом спокоен и расслаблен, его настроение передастся и ребенку. Поэтому во время встречи и после нее прислушайтесь к своим ощущениям: было ли вам комфортно, с какими эмоциями вы думаете о следующем походе к психологу.

8. Впечатление ребенка

Спросите у ребенка, хочет ли он снова идти к психологу. Как правило, если вам понравилась встреча, то и ребенок с радостью пойдет на следующее занятие. Беседы с психологом проходят в игровой форме и обычно нравятся детям. Если же ответ «нет», выясните, в чем причина, не принуждайте ребенка идти на занятие. Возможно, маленького ребенка в прошлый раз утомила долгая поездка. А школьнику неудобно отвечать на вопросы об отношениях с одноклассниками в присутствии родителей. В таком случае для продолжения работы нужно просто создать ребенку более удобные условия.

В целом эмоциональный комфорт очень важен при работе с психологом. Поэтому просьбы к знакомым посоветовать хорошего детского психолога не всегда помогают найти специалиста. Человек, с которым комфортно общаться вашему знакомому, может не подойти лично вам. Тем не менее, наличие положительных рекомендаций и отзывов – дополнительный критерий выбора специалиста.

Вам также может быть интересно: