Психологический центр Self

Мы помогаем разобраться в себе и найти выход
в тех ситуациях, когда это сложно сделать в одиночку.
Каждый третий обращается к нам по рекомендации.

Запись на прием:

+7 (495) 226-99-15

+7 (985) 226-99-15

Режим работы: с 9:00 до 23:00, без выходных



Кризис 3 лет у ребенка

подростковый возраст

Возрастные кризисы – это временные периоды в развитии человека, при которых наблюдаются резкие психические изменения. Возрастной кризис – это нормальный процесс перехода на более сложный этап развития личности. Возрастные кризисы личности имеют достаточное решающее значение именно в детском возрасте, поскольку в этот возрастной период происходит формирование человеческого характера, его взаимоотношения с социумом и волевые характеристики.

Длительность кризисов и острота их проявления зависят от индивидуальных особенностей и условий, в которых находится человек в тот или иной период времени. В целом возрастные кризисы у детей длятся недолго, как правило, несколько месяцев, и только при определенном стечении обстоятельств затягиваются на пару лет. Границы детских кризисов всегда крайне размытые, переход всегда будет плавным, однако середина кризисного периода всегда характеризуется резким эмоциональным всплеском и раскачиванием аффекта.

Успешно преодоленный кризис знаменует переход к следующему этапу развития. Некоторые психологи считают, что человек, не переживший кризис, не будет развиваться дальше. Кризисы для ребенка всегда характеризуются резкой сменой отношения к себе, своим родителям и окружающей обстановке. Также можно сказать, что кризисные изменения привязаны к определенному возрасту.

Как выглядит кризис 3 лет у ребенка?

Вашему ребенку три года. Он почти самостоятельный, многое умеет делать сам. Ваши требования к ребенку непроизвольно возрастают, а он во всем пытается помогать. Но вдруг что-то происходит и ребенок меняется. Вместо милого, уступчивого малыша появляется капризный, упрямый, своенравный «нехочуха», без тени уважения к взрослым. Все делает всем назло, во всем проявляет непослушание, пусть даже в ущерб собственным интересам. Сильно обижается, если шалости пресекаются. А каждый запрет проверяет по многу раз.

По тому, на кого направлены атаки, можно узнать о привязанности ребенка. Как правило, в эпицентре событий оказывается мать ребенка. И главная ответственность за правильный выход возлагается на нее, но это ни капельки не снимает ответственности с остальных членов семьи. Важно помнить, что в первую очередь во время кризиса страдает сам ребенок.

Что происходит с ребенком?

В 3 года ребенок испытывает первое головокружительное чувство – «Я сам!», это период «первой любви» к себе. Ребенок выделил свое «Я» среди множества окружающих людей, и противопоставил себя им. И это утверждение «Я-системы» – основа личности к концу раннего детства. Дети ожидают от семьи признания независимости и самостоятельности. Ребенок хочет, чтобы его мнение спрашивали, чтобы с ним советовались. И он не может ждать, что это будет когда-нибудь в дальнейшем. Он просто еще не понимает будущего времени. Ему все надо сразу, немедленно, сейчас. И он пытается любой ценой завоевать самостоятельность и самоутвердить себя в победе, пусть даже приносящей неудобства из-за конфликта с близкими людьми.

Возросшие потребности 3-х летнего ребенка уже не могут быть удовлетворены и прежним стилем общения с ним, и прежним образом жизни. Отстаивая свое «я», малыш ведет себя «вопреки родителям», испытывая противоречия между «могу», «хочу» и «надо».

Как вести себя родителям при кризисе 3 лет у ребенка

подростковый возраст

Станьте более гибкими в воспитательных мероприятиях, расширяйте права и обязанности малыша в пределах разумного. Позвольте ему вкусить самостоятельность, чтобы насладиться ею. Ребенок не просто не соглашается с вами, он испытывает ваш характер и находит в нем слабые места, чтобы воздействовать на них при отстаивании своей независимости. Он по нескольку раз в день будет проверять – действительно ли то, что вы запрещаете ему, запрещено, а может быть можно. Если есть хоть малейшая возможность «можно», то ребенок будет добиваться ее у остальных членов семьи. Не стоит сердиться на него за это, лучше сбалансируйте правильно поощрения и наказания, ласку и строгость. Не забывайте, что «эгоизм» ребенка наивный, ведь еще вчера ему можно было «все». Стоит помнить: все, что происходит с малышом, мы оцениваем с позиции взрослого, а не его, многое при этом не понимая. И напоследок самая важная рекомендация при кризисе 3 лет: чтобы кризис прошел благополучно – любите ребенка.

Как не надо вести себя родителям

Постоянно ругать и наказывать ребенка за все неприятные для вас проявления его самостоятельности. Не говорить «да», когда необходимо твердое «нет». Не пытаться любыми путями сгладить кризис: помните, в дальнейшем у ребенка может повыситься чувство ответственности. Не приучайте малыша к легким победам, давая повод для восхваления, потому что потом любое поражение станет трагедией. В то же время не подчеркивайте свою силу и превосходство над ним, противодействуя ему во всем, это приведет к безразличию или завуалированному мщению исподтишка.

Ребенок и детский сад

Ребенок пошел в сад, ходит неделю, вторую, но что-то идет не так. Он стал вести себя так, словно он вдруг «развивается назад». По любому поводу истерики, может даже по нескольку часов, плохо ест, плохо спит, стал пуглив. У него регресс во всем: в навыках, речи, умениях, игре. Штанишки снова мокрые. И не хочет ходить в сад, каждый день отговорки, упирается и плачет. Обещает быть хорошим, лишь бы остаться дома с мамой, причитает так, что щемит сердце. Ни с кем не дружит, и не желает подружиться. Воспитатели жалуются – целый день сидит один, впившись взглядом во входную дверь. Игрушки игнорирует или швыряет. А ведь говорил, что хочет играть с детками, что ему скучно дома. Неужели притворялся? А может он заболел? У него в самом деле насморк и температура… Трудно поверить, что этот процесс естественный – он адаптируется. Адаптация бывает легкой или тяжелой, а могут быть промежуточные варианты. Нам видна лишь верхушка айсберга, а это поведение ребенка. Большая часть реакций проявляется на психоэмоциональном уровне, но если уровень стресса велик – ребенок заболеет. Если адаптация протекает сложно, сдвиги происходят во всех системах организма. Уровень стресса у ребенка – как у космонавта, впервые отправляющегося в полет. Возможно, этот факт хоть немного объясняет, почему ребенок развивается назад.

Факторы, усложняющие адаптацию

Осложнения во время беременности, во время родов и после родов. Болезни ребенка любые. Задержка нервно-психического развития. Неудовлетворительные материально-бытовые условия жизни. Несоответствие домашнего режима режиму в новом для ребенка учреждении. Дефицит общения со сверстниками и незнакомыми взрослыми. Конфликтные взаимоотношения в семье. Отсутствие одного из родителей в семье ребенка. Первый или единственный ребенок в семье. Неправильное воспитание ребенка – гиперопека или гипоопека.

Как готовить ребенка к саду?

Тренировать адаптивные механизмы с самого рождения. Следить за здоровьем, по возможности закалять. Не обсуждать волнующие вопросы о садике при ребенке. Вести в сад ребенка при условии, что он здоров. Не отдавать ребенка в сад в разгаре кризиса 3 лет. По возможности раньше знакомить ребенка с детьми из садика. Настроить малыша на положительный лад. Не угрожать ребенку садом, как наказанием. По возможности не нервничать и не показывать тревогу накануне поступления в сад. Все время показывать ребенку, что он как прежде дорог и любим.

Как вести себя, когда ребенок пошел в сад?

Настраивать на позитивный лад, подбадривать. Внушать ему, что это очень здорово, что он до сада дорос и стал таким большим. Создать по возможности хорошую, спокойную обстановку дома. Уменьшать нагрузку на нервную систему. На время прекратить походы в гости, театр, цирк, кино. Сократить время просмотра телепередач. Одевать в соответствии с температурой в помещении сада. В выходные дни поддерживать режим дошкольного учреждения. Следить за здоровьем, физическим и психологическим. При сильных реакциях по необходимости обращаться к врачу и психологу.

Автор статьи - cемейный, детский и телесный психолог Качнова Тея Николаевна

 
Лапушкина Мария Александровна

ЛАПУШКИНА Мария Александровна

семейный и детский психолог

Помогает детям и взрослым наладить взаимопонимание, уменьшить агрессивность, плаксивость, страхи, проблемы в школе, плохое поведение, улучшить общение.

Куминова Екатерина Михайловна

КУМИНОВА Екатерина Михайловна

семейный психолог,
Вальдорфский педагог

Помогает разобраться в сложных вопросах, связанных с воспитанием детей.


line_niz

line_niz

© 2005-2019
Психологический центр Self
Адрес: г. Москва, ул. Лесная, д. 39, оф. 408
Телефон центра: +7 (495) 226-99-15
E-mail: info@my-self.ru