Психологический центр Self

Запись на прием:

8 (985) 226-99-15

8 (495) 369-64-01

Режим работы: с 9:00 до 23:00, без выходных



Психологическая готовность ребёнка к школе.

Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребенка. Ему приходится адаптироваться к смене обстановки, исполнять новые правила и обязанности. Чтобы переход от детства к школьной жизни произошел легко и безболезненно, ребенок должен быть психологически готов к переменам.

Родителям важно понимать, что школа предъявляет к ребенку новые требования. От него требуется большая самостоятельность, организованность, внимание и усидчивость. Меняется стиль общения. Учитель воспринимает ребенка не как малыша, а как более взрослого человека со своими правами и обязанностями. Ребенок поставлен в более жесткие рамки: нельзя отвлекаться от урока, задавать вопросы не по теме, делать то, что хочется. Кроме того, у ребенка расширяется круг общения. Он знакомится с одноклассниками и учителями, старается установить соответствующие взаимоотношения.

Степень психологической готовности ребенка в школе совсем не обязательно совпадает с уровнем его интеллектуального развития. Бывает, что ребенок не по годам развит – знает много иностранных слов, прекрасно читает и считает. Родители такого малыша стремятся отдать его в школу пораньше, говоря, что в садике ему скучно. Но прежде чем отправлять ребенка в первый класс, нужно убедиться, что он готов к этому.

Психологическая готовность ребенка к школе

Компоненты психологической готовности ребенка

Детские психологи выделяют следующие составляющие психологической готовности: личностную, интеллектуальную и волевую.

Личностная готовность ребенка к школе включает формирование желания к принятию новой социальной позиции – положения школьника, у которого есть круг важных обязанностей и прав, определённая ответственность. Личностная готовность выражается отношением ребенка к школе, учебе, учителям, себе, через желание идти в школу.

Часто дети с достаточно высоким уровнем интеллектуального развития бывают не готовы к новым социальным отношениям в школе. Им трудно и некомфортно, не хочется учиться или они учатся нестабильно. Поэтому, родители должны рассказывать детям о школе, учителях, необходимости учения. Это создаст положительное отношение школе, вызовет желание учиться.

Интеллектуальная готовность – это показатель уровня познавательной сферы ребенка. Здесь выделяют функции внимания, памяти, восприятия, мышления и речи. В школе ребенку потребуются умения сравнения, анализа, обобщения, знания об окружающем мире, нормах поведения. Но главным компонентом выступит не столько объем знаний, сколько желание думать, самостоятельно решать и находить выход из проблемной ситуации.

Для формирования интеллектуальной готовности, необходимо побуждать ребенка задавать вопросы, обогащать его словарный запас, обсуждать с ним явления окружающего мира.

Волевая готовность – готовность ребенка к труду и школьному режиму. Он должен научиться ставить цели и выполнять задания, следуя плану действий, развивать усидчивость при выполнении трудной, мало интересной работы.

Как подготовить ребенка к школе?

  • Почаще рассказывайте ребенку о школе. Постарайтесь донести, что школа – это интересно. Подчеркивайте, что все дети ходят в школу. Проведите аналогию: взрослые ходят на работу, а дети – в школу. Играйте с ребенком в школу. «Уроки» должны проходить увлекательно. Пусть и сам малыш выступит в роли учителя для своих игрушек.
  • Заранее приучайте ребенка к режиму, особенно, если он не ходит в садик. Так ему будет легче привыкнуть к строгому школьному расписанию.
  • Воспитывайте в ребенке силу воли, только не стоит делать это радикальными методами. Стимулируйте желание доводить начатое до конца. Например, если малыш строил домик, но ему надоело и он хочет оставить игрушечное здание недостроенным, скажите ему, что игрушки не смогут жить в домике без крыши. Можете помочь ребенку, но не делайте работу за него.

Учеба в школе – трудный период жизни ребенка. Порой страх перед школой испытывают не только будущие ученики, но и родители. Сгладить адаптационные трудности, снять чувства неуверенности и страха поможет консультация детского психолога. Специалист поможет ребенку, а также посоветует родителям, как правильно мотивировать ребенка и настраивать на учебу. Поддержка родителей имеет для ребенка огромное значение, особенно в трудный период. Помогайте ребенку, советуйте, как вести себя в той или иной ситуации. Не ругайте и не критикуйте первоклассника в этот период – иначе школа будет ассоциироваться у него только с негативом, и такое отношение может сохраниться на все годы учебы. Интересуйтесь всем, что происходит в школе. Если ребенок испытывает трудности в общении, боится отвечать и выходить к доске, если его обижают или, наоборот, он проявляет агрессию – лучше узнать об этом заранее, чтобы сразу решать проблему. Не стесняйтесь подходить к учителям и спрашивать у них о поведении ребенка. Главное – чтобы ребенок не присутствовал при беседе.

Будьте внимательны к ребенку, запаситесь терпением и оптимизмом – тогда адаптация к школе пройдет легче и для него, и для Вас.

 
Лапушкина Мария Александровна

ЛАПУШКИНА Мария Александровна

семейный и детский психолог

Помогает детям и взрослым наладить взаимопонимание, уменьшить агрессивность, плаксивость, страхи, проблемы в школе, плохое поведение, улучшить общение.

Куминова Екатерина Михайловна

КУМИНОВА Екатерина Михайловна

семейный психолог,
Вальдорфский педагог

Помогает разобраться в сложных вопросах, связанных с воспитанием детей.


line_niz

line_niz

© 2005-2018
Психологический центр Self
Адрес: г. Москва, ул. Лесная, д. 39, оф. 408
Телефон центра: (495) 226-99-15
E-mail: info@my-self.ru