О пятой стадии развития семьи пишет психолог центра Self

Пятая стадия развития семьи

Пришло время, и один или двое детей идут в школу, то есть выходят во внешний мир. Это пятая стадия развития семьи. В случае любых изменений в семье необходимо менять правила внутри семьи, чтобы помочь ребёнку адаптироваться к новым социальным нормам. Часто ребёнку бывает трудно справиться с новыми условиями и особенно новым режимом дня. Хорошо, если ребёнок до школы посещал садик и знает что такое коллектив, привык к определённому графику, к занятиям. В этом случае адаптация к школе проходит спокойнее. Сложнее, если за ребёнком ухаживали дома родственники или другие лица.

Новые правила могут создавать стрессовую среду у ребёнка. В любом случае очень важно, чтобы родители внимательно выслушивали детей, которые сталкиваются с трудностями, и не ориентировалась только на мнение других взрослых: учителей, других родителей, родственников. Проблема может возникнуть и в отношениях родителей тогда, когда ребёнок является как бы расширением своей мамы или папы и "нагружен" определёнными ожиданиями. 

То есть, например: папа считает, что его сын или дочь непременно должны быть отличниками, успешными и всегда быть первыми. Если этого не происходит, то "отец семейства" может выдвигать претензии своей жене, что она плохо воспитала их ребёнка, и на этой почве возникает недопонимание, конфликт и напряжение. Здесь хорошо бы понять, что детей воспитывают оба родителя, и только в сотрудничестве и спокойном, внимательном отношении друг к другу и ребёнку можно решить проблему.

Если оба родителя работают, то встаёт вопрос, кто будет заботиться о ребёнке, когда он или она приходят со школы. Этот вопрос очень сложный для семьи, потому что подразумевает определённые изменения, либо кто-то из родителей, чаще жена увольняется с работы, либо в семью приходит посторонний человек, няня, если нет возможности пригласить родственников. Для женщины это – серьёзное испытание.

Во-первых, если женщина продолжает работать, то необходимо нанимать человека, который будет забирать ребёнка из школы, водить его на кружки, хотя бы первые два года, и помогать делать ему уроки. Присутствие в доме постороннего создаёт определённое напряжение, люди часто не могут удержаться от сравнения себя с другими, и это может создавать как внутренние, так и внешние конфликты. В дополнение может возникнуть "ревность", так как ребёнок больше будет проводить времени с другим человеком и может к нему привязаться.

Что можно порекомендовать родителям в таком случае:

1) если есть в семье заведённые правила, обязательно озвучьте их ухаживающему лицу и спросите, как он или она смотрят на выполнение этих правил;

2) старайтесь часть свободного времени уделять ребёнку, а оставшуюся делить между личными делами и отношениями мужа и жены (имеется в виду ухаживания, приятности друг другу, совместный досуг);

3) стройте хорошие, профессиональные, уважительные отношения с ухаживающем лицом, соблюдайте границы.

Во-вторых, если женщина сама увольняется с работы, и становится на какое-то время домохозяйкой, то могут возникнуть проблемы, связанные с ощущением нереализованности. В семье уменьшается приток денежных средств, ровно на зарплату жены. Женщина может очень активно начать "заниматься" ребёнком, как работой, что увеличивает эмоциональную нагрузку и на ребёнка и на всех членов семьи, и все становятся как бы быть должны "идеальной мамочке".

Чтобы снизить эти риски, семейные психологи советуют: 

  1. женщине, всё-таки продолжать заниматься каким-нибудь важным для себя делом, связанным с самореализацией;
  2. мужчине быть более внимательным к своим домочадцам и демонстрировать это внимание как для всей семьи, так и для жены персонально; 
  3. несколько раз в неделю мужу хорошо ,приходя с работы домой, позволять жене отдыхать от насущных дел, а самому заниматься ребёнком;
  4. жене очень важно беседовать с мужем, делиться своими планами, чувствами и желаниями и интересоваться его делами, намерениями и т. д.

В этот период возрастает психологическая нагрузка на родителей в связи с тем, что ребёнок начинает ориентироваться не только на их авторитет, но и на авторитет других взрослых. Можно часто слышать, как дети спорят с родителями и аргументируют свои слова тем, что "так сказала учительница". В связи с этим родителям очень спокойно следует попросить объяснить ребёнка, что и как говорил учитель и прислушаться, а иногда и сделать так, как он говорит.

Это очень короткое описание пятого кризисного периода развития семьи или, как говорят системные семейные психотерапевты, пятая стадия жизненного цикла семьи.

Самое важное знать, что любые внешние изменения всегда влекут изменения внутри семьи и к ним необходимо адаптироваться. Знание помогает пережить кризис и жить спокойной и счастливой жизнью.

Автор статьи: психолог, психоаналитик Богерчук Наталья Юрьевна.

Вам также может быть интересно: